Вторник, 10.12.2019, 10:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "СОШ" пст. Якуньёль

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
И.В. Дымова [4]
В данном разделе размещены разработки уроков
Школьная жизнь [1]
И.В. Карич [0]
В данном разделе хранятся разработки уроков
Е.И. Осипова [6]
В данном разделе хранятся разработки уроков
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Каталог статей

Главная » Статьи » Е.И. Осипова

Конспект урока-проекта по развитию речи «Цветок»

Конспект урока-проекта по развитию речи «Цветок»

Проект выполнен под руководством учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ пст. Якуньёль Е.И. Осиповой.

 

  1. Введение

Учебный проект адресован учащимся 6 класса. Он является продуктом, созданным учащимися 6 класса самостоятельно во внеурочное время и в ходе урока. Проектная работа по данной теме готовит к написанию сочинения по личным впечатлениям, развивает кругозор учащихся, расширяет словарный запас, учит находить прекрасное иудивительное в окружающей природе, развивает творческие способности учащихся.

 

  1. Методический паспорт учебного проекта.
  1. Название проекта: «Цветок».
  2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: русский язык.
  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература,  изобразительное искусство, музыка, информатика и ИКТ
  4. Тип проекта: творческий (результатом становится создание сочинения), индивидуальный, межпредметный, краткосрочный ( два урока ).
  5. Форма работы: урочно-внеурочная.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 11 – 12 лет.
  7. Цель проекта: написать сочинение на тему «Мой любимый цветок» и представить его классу.
  8. Задачи проекта:
  1. закрепление понятия о типах и стилях речи;
  2. совершенствование умения пользоваться художественным стилем речи, употреблять языковые средства, свойственные художественному стилю;
  3. формирование навыков сбора материала к сочинению;
  4. воспитание любви и бережного отношения к природе, чувства красоты, внимательного отношения к людям;
  5. развитие умения выполнять разные операции на компьютере (сканирование, работа с графическими редакторами, создание слайд-шоу).
  1. Информационно-техническое обеспечение проекта:  рисунки и поделки учащихся на тему «Цветок», фотографии с изображением цветов, литературные произведения о цветах, литературно-художественная композиция в форме мультимедийной презентации, классические музыкальные произведения, компьютер, подключённый к сети Интернет, проектор.
  2. Планируемый результат: представление сочинения классу.
  3. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Внеурочный этап.

  • Подготовка рисунков на тему «Цветок».
  • Подготовка поделок на тему «Цветок».
  • Подбор стихотворений, литературных текстов по теме «Цветы».
  • Подготовка литературной композиции в форме презентации в группе.

Урочный этап (см. конспект урока).

  • Представление учащимися выполненных рисунков и поделок
  • Провести игру в ассоциации
  • Игра-этюд «Из семени в цветок»
  • Представление литературной композиции
  • Подготовить сочинение на тему «Цветок»

Осмысление и оценка проекта.

  • Обсудить, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
  • Подумать, почему получилось не все, что было задумано, что нужно учесть при выполнении следующих проектов.
  • Оценить результат работы.
  1. Выводы.
  1. Учащимся не всегда интересно писать сочинения - описания, лишённые сюжета. Такая форма работы, как создание визуального образа описания,  учит «вглядываться» в  текст, развивает эстетическое чувство прекрасного, учит наслаждаться образцами художественного слова;
  2. Учащиеся приобрели навык самостоятельной работы, работы в группе, при этом воспитывается ответственность за порученный конкретному ученику этап проекта, умение преломлять литературный текст в визуальное его воплощение, развивается умение анализировать текст, воображать;
  3. Учащиеся создали визуальный образ цветов, что помогло им в написании сочинения.

 

Конспект урока с включением проектной деятельности учащихся

Разработка урока-подготовки к сочинению-описанию с элементами рассуждения по теме «Цветок». (5 – 6 кл.)

На данном уроке по развитию речи учащиеся готовятся к написанию сочинения по личным впечатлениям, развивают свой кругозор, расширяют словарный запас, учатся находить удивительное в окружающей природе.

Цели урока:

обучающие:

- закрепить понятие о типах и стилях речи;

-совершенствовать умение пользоваться художественным стилем речи, употреблять языковые средства, свойственные художественному стилю;

- формировать навыки сбора материала к сочинению, обращая внимание на выразительность подобранных слов, способствовать овладению синонимичными средствами языка;

- обогащать словарный запас;

развивающие:

- развивать внимательное отношение к значению слов и их употреблению в письменной речи;

- развивать умение составлять словосочетания, предложения, строить тексты;

воспитывающие:

- воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство красоты, внимательное отношение к людям;

- прививать интерес к живописи, любовь к классической музыке.

 

Ход урока.

 

Здравствуйте! Я рада вас приветствовать, дорогие ребята, в нашей творческой мастерской. Желаю вам творческого вдохновения!

Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству.

А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Потом её почувствуют те, кто будет на это творение смотреть, или слушать, или читать.

Выходит, что творчество – это передача по цепочке радости оттого, что мир рядом с тобой прекрасен.

Посмотрите на наш уютный класс, посмотрите на эти чудесные цветы, на нашу зелёную горку, на фотографии и картины с изображением цветов. Что вы чувствуете, сидя здесь сейчас? Каковы ваши ощущения, настроение?

Пронесём наше хорошее настроение на протяжении всего урока, оно поможет нам в нашей творческой работе.

Итак, у нас урок развития речи. Глядя на оформление класса, вы, наверно, поняли, что он будет необычным, очень интересным, ярким, а главное, полезным. Мы будем учиться делать нашу речь образной, богатой,  выразительной.

Почему у нас в классе сегодня так много цветов? Наверно, вы уже догадались, чем займёмся на уроке, о чём будем говорить?

Верно, наш урок посвящён цветам.

Один мудрый человек сказал, что для счастья человеку нужно немного: солнце, небо и цветок.

- Как вы понимаете эти слова? А почему цветок? (Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбах, именинах, праздниках...)

Цветы – это красота. а без красоты жизнь беднее. Красота цветов смягчает душу, раскрывает лучшие грани человеческого характера.

Цветок – одно из самых чудесных творений на земле, не правда ли?

 

Итак, определим задачу урока.

Молодцы! Будем учиться описывать цветы.

И сегодня, говоря о цветах, постараемся сделать это вдохновенно, учась у великих мастеров, по отношению к которым мы всего лишь подмастерья. И сегодняшний наш урок – это мастерская, где вы будете сочинять, писать, пробуя свои силы и совершенствуя свои возможности.

 

А теперь запишем в тетради тему нашего урока.

Хочу сказать вам с полным правом, что вы и сами уже немного мастера. Посмотрите, на эти рисунки и поделки, которые вы сделали дома сами. (Приложение 1)

Расскажите коротко о своей работе.

- Ребята, понравились ли вам работы? Какая работа вызвала наибольший интерес? Почему? и т.д.

- А что связано у вас со словом «цветок»?

- Давайте поиграем в игру «Ассоциации». Запишем в середине тетради слово «цветок», а под ним те слова, которые возникают у вас в памяти в связи с этим словом. Эти слова мы запишем слева. А справа – слова, созвучные, т.е. рифмы слову «цветок». (Приложение 2).

Молодцы! Сколько хороших слов, интересных, неожиданных, ярких, образных вы вспомнили. Вы включили своё воображение, представили цветы, лето. Эти слова могут пригодиться вам при написании сочинения-описания цветов.

Цветок… Кажется, что может быть проще? Но, если внимательнее всмотреться, - это целый мир, свой, особый, таинственный. Какая-то загадка таится в каждом цветке. Чтобы её понять, разгадать, нужно всмотреться, вслушаться.

- Давайте попробуем сами на минуту превратиться в цветы, чтобы понять их.

Звучит мелодия. Начинается игра-этюд «Из семени в цветок». (Своеобразная физкультминута).

Ребята, превратитесь в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову в колени и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит ребят). С тёплым весенним солнышком семечки начинают медленно расти. (Поднимаются). У них раскрываются листочки (руки тянутся кверху), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются цветоносы с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в красивый и сильный цветок. Лето. Цветы хорошеют, любуются собой (осмотрите себя), улыбаются цветам-соседям, кланяются им, слегка дотрагиваются до них своими лепестками. Но вот подул ветер, наступает осень. Цветы качаются в разные стороны, борются с непогодой. Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова). Цветы сгибаются, клонятся к земле. Им грустно. Но вот пошёл пушистый снежок. Цветы опять превратились в маленькое семечко. Снег укутал его, цветам тепло и спокойно. Скоро наступит весна, и они оживут!

- А теперь приоткроем завесу над тайнами цветов и облечём их в слова. Сделаем это вместе с мастерами художественного слова.

Группа ребят получила задание подготовить небольшую литературную композицию (презентацию).

- А вы, ребята, во время показа и выступления запишите наиболее яркие, понравившиеся вам слова и словосочетания, характеризующие цветок.  Представление презентации.

- А теперь попробуем сами подобрать наиболее точные и образные слова для описания цветов. (Каждая группа получает художественную фотографию с изображением цветка).

Задание 1. Подобрать определения, эпитеты.

Задание 2. Подобрать сравнения (этот цветок, словно..., как…, будто…)

Задание 3. Составить словосочетания.

Задание 4. Составить предложения.

Молодцы, ребята! За достаточно короткое время (примерно 3 минуты на каждое задание) вы успели выполнить несколько нелёгких заданий и, наверное, почувствовали и радость, и удовольствие.

Попробуем выполнить ещё одно творческое задание, призвав в помощники свой опыт, фантазию и умение.

Игра «Продолжи строчку».

Я не верил в чудеса…

Я коснулся лепестка…

Бутонов круглые бубенчики…

Однажды весной в долине лесной…   (На выбор).

(Ребята зачитывают получившиеся четверостишия).

 

Хорошо быть цветком. Тебя фотографируют, посвящают тебе стихи и песни, пишут картины, заботятся, ты в центре любого праздника.

Хорошо, если к тебе не тянутся жадные руки, чтобы сорвать, смять, выбросить.

На пороге лето. Мы ждём его с ярким солнцем, с весёлыми дождями и, конечно, с ароматом цветов. Не спешите сорвать их.

(Стихотворение «Не рви цветов…»)

(Приложение 3)

Посмотри на цветы… Помечтай. Среди алых, белых, голубых, лиловых, жёлтых цветов есть один, единственный, твой, самый любимый…

Расскажи о нём.

Итак, тема сочинения «Мой любимый цветок».

 Написать сочинение.

 

Ссылка для скачивания материала:

Цветы и поэзия.rar

 

 

Категория: Е.И. Осипова | Добавил: Анастасия (27.09.2015) | Автор: Оспиова Екаерина Ивановна
Просмотров: 871 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Для слабовидящих
Памятки

Copyright MyCorp © 2019