Вторник, 10.12.2019, 10:10
Приветствую Вас Гость | RSS

Официальный сайт МБОУ "СОШ" пст. Якуньёль

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
И.В. Дымова [4]
В данном разделе размещены разработки уроков
Школьная жизнь [1]
И.В. Карич [0]
В данном разделе хранятся разработки уроков
Е.И. Осипова [6]
В данном разделе хранятся разработки уроков
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Каталог статей

Главная » Статьи » Е.И. Осипова

Конспект урока-проекта « Где согласье и лад – там дело клад» по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

Конспект урока-проекта « Где согласье и лад – там  дело клад» по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»

 

Проект выполнен под руководством учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ пст. Якуньёль Е.И. Осиповой.

 

  1. Введение

Данный проект позволяет сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания.

Учебный проект адресован учащимся 6 класса. Он является продуктом, созданным учащимися 6 класса самостоятельно во внеурочное время и в ходе урока. Проектная работа по данной теме позволяет закрепить пройденный материал, развивает кругозор учащихся, расширяет словарный запас, прививает навыки исследовательской работы, работы с текстом, учит работать в команде, развивает творческие способности учащихся, будит воображение, помогает зримо представить фрагменты произведения.

 

  1. Методический паспорт учебного проекта.
  1. Название проекта: «Где  согласье и лад – там дело клад».
  2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект и смежные с ним дисциплины: литература.
  3. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: русский язык,  изобразительное искусство, биология, ОБЖ,  музыка, информатика и ИКТ.
  4. Тип проекта: игровой (в процессе выполнения заданий идет подготовка игры), групповой, межпредметный, краткосрочный ( две недели ).
  5. Форма работы: урочно-внеурочная.
  6. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: 11 – 12 лет.
  7. Цель проекта: подготовить игру-путешествие.
  8. Задачи проекта:
  1. подготовить выступление «Из истории создания «Кладовой солнца»;
  2. представить героя произведения;
  3. подготовиться к инсценировке фрагмента произведения;
  4. подготовить иллюстрации;
  5. создать обложку к произведению;
  6. перевести язык животного мира на человеческий;
  7. рассказать от первого лица путь Насти и Митраши;
  8. подготовиться к выразительному чтению пейзажных зарисовок; назвать средства выразительности;
  9. найти русские народные пословицы, отражающие главную мысль произведения.
  1. Информационно-техническое обеспечение проекта: текст произведения, фотографии и рисунки с изображением природы, ягод, цветов, птиц, рисунки учащихся к произведению, творческие работы учащихся, костюмы героев, компьютер, подключённый к сети Интернет, проектор.
  2. Планируемый результат: представление игры на методическом объединении учителей русского языка и литературы.
  3. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся.

Планирование работы.

  • Под руководством учителя  разбиться на две команды: команда Насти и команда Митраши, выбрать капитана.
  • Работая в командах, выполнить задания:

 

подготовить выступление «Из истории создания «Кладовой солнца»

обратившись к дополнительной литературе,найти нужный материал

представить героя произведения

собрав сведения о герое из произведения, составить связный текст-описание о нем.

подготовиться к инсценировке фрагмента произведения

выбрать понравившийся эпизод, проинсценировать его

подготовить иллюстрации

проиллюстрировать понравившийся фрагмент

создать обложку к произведению

спроектировать обложку так, чтобы был понятен смысл произведения

перевести язык животного мира на человеческий

обратившись к тексту, найти и выписать язык зверей и птиц с соответствующим переводом.

рассказать от первого лица путь Насти и путь Митраши

написать изложение от первого лица

подготовиться к выразительному чтению пейзажных зарисовок; назвать средства выразительности

найти в тексте произведения описание пейзажа и артистически прочитать; воспользовавшись справочной литературой, повторить изобразительно-выразительные средства языка

найти русские народные пословицы, отражающие главную мысль произведения

используя сборники пословиц и поговорок, выписать пословицы, которые могли бы отразить главную мысль сказки-были «Кладовая солнца»

 

Распределение обязанностей в группе.

  • Разделить работу на этапы.
  • Распределить роли в группе и приступить к выполнению заданий.

Реализация проекта.

  • Работать в группах по плану.
  • Совместно решать возникающие проблемы.
  • При необходимости воспользоваться консультацией учителя или помощью родителей.
  • При необходимости вносить изменения в план (не меняя при этом сроков выполнения проекта).

 

Презентация (представление) проекта.

  • К намеченному сроку выполнить все задания, провести игру-путешествие «Где согласье и лад – там дело клад».
  • При необходимости ответить на вопросы слушателей.

Осмысление и оценка проекта.

  • Обсудить, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.
  • Подумать, почему получилось не все, что было задумано, что нужно учесть при выполнении следующих проектов.
  • Оценить результат работы.
  1. Выводы.
  1. Выполнение заданий данного проекта позволило облегчить преодоление трудностей  в усвоении большого и сложного учебного материала. Позволило приобрести  навыки исследовательской работы, расширило кругозор и словарный запас учащихся, способствовало развитию устной и письменной речи и реализовало творческий потенциал. Игровой тип проекта помог закрепить полученные навыки  на уровне моторики  и перевести  знания в опыт.
  2. Учащиеся приобрели навык самостоятельной работы, работы в команде, при этом воспитывалась ответственность за порученный конкретному ученику этап проекта. Ребята приобрели опыт выступления перед публикой.
  3. Такая форма работы, как создание визуального образа героев,  учит «вглядываться» в  текст, развивает эстетическое чувство прекрасного, учит наслаждаться образцами художественного слова.

Конспект урока с включением проектной деятельности учащихся

Разработка урока-игры «Где согласье и лад, там дело клад» по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Данный урок является итоговым в изучении сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  на котором ребята обобщают знания, полученные в ходе изучения произведения.

Цель урока: воспитание доброго отношения к природе и  человеку на основе анализа произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Задачи урока:

обучающие:

  • обучить текстуальному анализу  художественного произведения (умению видеть главное, отбирать нужный материал,  уметь его понимать и интерпретировать);
  • повторить изобразительно-выразительные средства языка;
  • раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы;
  • показать значение пейзажа в раскрытии переживаний героев.

развивающие:

  • формировать навыки сбора материала к связному высказыванию;
  •  обогащать словарный запас;
  • способствовать  развитию эмоциональной сферы ребенка, умению видеть красивое в мире, умению видеть свою роль в природе и окружающем мире, содействовать развитию эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению;
  • формировать навык работы с художественным текстом и навыки устного и письменного высказывания о литературном персонаже.

воспитывающие:

  • воспитание интереса к творчеству М.М. Пришвина, любви к природе;
  • способствовать воспитанию нравственных основ личности (любви и уважения к близким, доброты, взаимопомощи, ответственности, трудолюбия); умению уступать ближнему и слышать ближнего;
  • воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство красоты, внимательное отношение к людям;
  • пробудить у учащихся желание заботиться о природе и ее богатствах.

 

 

Ход урока

 – Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок – это урок-путешествие. Вместе с командой Насти и командой Митраши, которые оделись сегодня в костюмы своих литературных героев, мы отправимся с вами в путешествие, в ходе которого, выполняя различные задания, отвечая на вопросы, мы должны понять, какую правду хотел сказать М.М.Пришвин своим читателям, какую правду поняли герои в конце своего пути-испытания.

– Вы, так же, как Настя с Митрашей, готовились к своему путешествию, поэтому в пути вам будет, конечно, проще преодолевать  трудности и препятствия.

 – Итак, первое задание: расскажите об истории создания «Кладовой солнца». (Примерный ответ см. в приложении к уроку).

 

 – Задание второе. Конкурс «Представь героя».

Нужно описать внешность, характер, человеческие качества героя. Чем понравился герой? Оценивается полнота ответа и артистизм выступления. (Примерный ответ см. в приложении).

 Конкурс «Чёрный ящик».

Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «чёрном ящике».

  1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас).
  2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши. (Какой-нибудь предмет деревянной посуды).
  3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, опираясь на него. (Ружьё).
  4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!» - крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Затравке? (Хлеб).

 

Конкурс инсценировок.

Команда Насти инсценирует эпизод «Ссора брата и сестры»

Инсценировка команды Митраши «Правда Антипыча».

 

Конкурс «Иллюстрация»

Задание. Рассказать, что изображено на иллюстрации. Отвечает один человек из команды.

 

Конкурс «Проект обложки книги»

Задание. Объяснить свой замысел.

 

Конкурс «Лесные голоса», или «Язык зверей и птиц».

Задание. «Переведите» язык животного мира на человеческий язык.

 

Конкурс капитанов.

Задание. Капитанам команд Насте и Митраше рассказать от первого лица об их пути. Как герои попали в беду?

 

  1.  

Задание. Команды по очереди отвечают на вопросы викторины и получают баллы.

  1. Назовите фамилию ребят. Можно ли считать её «говорящей»? (Весёлкины. Фамилию можно считать «говорящей», потому что ребята были оптимистами, дружно и весело преодолевали все трудности».)
  2.  Какое крестьянское хозяйство досталось ребятам? (Изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, петух Петя и поросёнок Хрен.)
  3. Почему детей все любили и уважали? (Они всем помогали, справлялись со своим хоззйством, были очень дружные).
  4. Какая самая сладкая клюква? (Перезимовавшая под снегом).
  5. Что взял с собой Митраша, собираясь в лес «по ягоду»? (Топор, манки, компас, ружьё).
  6. Что такое «палестинка»? (Урожайное место. Слово произошло от Палестины – «земли благодатной, богом данной»).
  7. Какие птицы встречались ребятам в лесу?(Тетерев, выпь ,глухарь, сорока, дрозд, ворона, журавль, куропатка, кряква, снегирь).
  8. Какие два дерева стояли и стонали на всё Блудово болото? ( Ель и сосна).
  9. Какие птицы выясняли отношения рядом со спорящими братом и сестрой? (Тетерев и ворон).
  10.  Какую пословицу Антипыча забыл Митраша, когда пошёл своей дорогой? (Не зная броду, не лезьте в воду).
  11.  По какой примете на болоте можно отыскать человеческую тропу? (Трава белоус).
  12.  Что такое Слепая елань? («Елань» - омут в болоте, погибельное место, «Слепая», потому что её не видно, она маскируется под сухое, безопасное место.).
  13.  Какие звери всиретились Насте и Митраше в лесу? (Змея, заяц, лось, волк).
  14.  Что за старушки обитали в болоте? (Ёлочки, хилые, слабые, скрюченные).
  15.  Почему Митраша не кричал, оказавшись в болоте? (Каждое движение, каждый вздох, а тем более крик ещё сильнее затягивал его в трясину).
  16.  Как Митраша выбрался из болота? ( С помощью собаки Травки, которую он подманил к себе ласково, а потом ухватился за лапы, и она его выволокла).
  17.  Почему Травка пошла с детьми? (Она решила, что это её новый хозяин. Травка привыкла жить для человека и служить ему).
  18.  Как были использованы Настины ягоды? ( Настя отдала их в детдом эвакуированным из Ленинграда).

 

Конкурс «Пришвинский пейзаж»

Задание. Команды по очереди выразительно читают пейзажные зарисовки из рассказа и называют средства выразительности, которые использует автор.

 

  •  

Задание. Назовите русские народные пословицы, отражающие главную мысль «Кладовой солнца».

 

– Вот и подошло к концу наше путешествие, в конце которого мы с вами поняли, что надо жить дружно, заботясь друг о друге. И самая большая правда «есть правда вековечной суровой борьбы за любовь». Эту правду герои поняли в конце своего пути-испытания. Автор хотел, чтобы и читатели поняли, что это главное в жизни.

Я очень хочу, дорогие мои ребята, чтобы вы были добрыми и заботливыми, умели дружить, не обижали друг друга необдуманными словами и поступками, прислушивались к советам старших, знали, понимали и любили природу, и тогда, как и герои сказки-были Настя и Митраша вышли победителями, так и вы будете победителями в любой, дажесамой трудной, жизненной ситуации.

 

Подведение итогов игры.

 

Приложения к уроку. Работы ребят (фрагменты).

 

Из истории создания «Кладовой солнца».

Во время Великой Отечественной войны Михаил Михайлович Пришвин, несмотря на свои 70 лет, отказался от эвакуации в глубокий тыл и жил недалеко от Москвы, близ старинного русского города Переславля-Залесского, сначала в небольшой деревушке Заозерье, а затем в Усолье. В это трудное военное время со всей силой раскрылась перед ним духовная красота русского человека. Глубоко взволновала его судьба детей, особенно судьба ленинградских детей, эвакуированных в эти места. Вместе со всеми писатель стремился облегчить их сиротливую участь. И в нём крепла мысль осуществить свою давнишнюю мечту – написать современную сказку-быль. «Содержание всякой сказки, - писал Пришвин, - это борьба человека-героя с каким-нибудь представителем зла… и сказка в этом смысле есть отражение общечеловеческой веры в победу доброго начала над злым». Сказка-быль «Кладовая солнца» и была выражением горячей веры писателя в победу добра и света. Создана она вскоре после войны, в мае-июне 1945 года. В ней ещё чувствуется дыхание сурового боевого времени, но она согрета радостным ощущением победы и весны.

Ссылка для скачивания материала:

Конспект урока-проекта по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца".docx

 

 

Категория: Е.И. Осипова | Добавил: Анастасия (27.09.2015) | Автор: Оспиова Екаерина Ивановна
Просмотров: 1434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Для слабовидящих
Памятки

Copyright MyCorp © 2019